«Азия-Плюс» потребовала от таджикских властей расследовать вмешательство в работу сайта

Умед Бабаханов. Фото с сайта Rferl.org

Руководство медиагруппы «Азия-Плюс» потребовало от властей Таджикистана расследовать причину отсутствия доступа к сайту с 19 августа. Служба связи республики обещала провести проверку, но не торопится, пишет «Озоди».

По словам экспертов, проблема с доступом к интернет-ресурсам «Азии-Плюс» возникла из-за того, что на DNS-сервере в слове cloudflare вместо буквы «О» вписана цифра «0» (ноль), что является исключительно результатом ручного вмешательства изнутри страны. Такое изменение могли, к примеру, внести люди, имеющие доступ к техническому адресу сайта.

По словам генерального директора медиагруппы «Азия-Плюс» Умеда Бабаханова, от национального регистратора, регулирующего доменную зону .tj, нет ответа более недели. Обращение к властям интернет-провайдера («Истера»), обслуживающего «Азию-Плюс», также было безрезультатным. «Таджикское ведомство, отвечающее за развитие отечественного интернета, не выполняет своей прямой функции», — заявил Бабаханов.

В компании ICANN в Лос-Анджелесе (США), которая занимается управлением и регистрацией доменных имен и IP-адресов, подтвердили факт ручного вмешательства в работу домена, но утверждают, что не знают, кто использовал для входа на сайт регистратора доменных имен логин и пароль. Координатор по международным связям в ICANN Букет Джошкунер заявила, что это должны выяснить «Азия-Плюс», регистратор и реестр .tj. Она не исключила вмешательство отдельного человека или группы заинтересованных лиц, например бизнес-конкурентов. Другой эксперт ICANN Луна Мади уверена, что «Азия-Плюс» вправе требовать у регистратора домена .tj исправления ситуации и судиться в случае отказа.

В Службе связи еще 3 сентября заявили, что «изучают» проблему и с тех пор ее не комментируют. Замглавы Службы связи Илхомджон Атоев сказал, что «проблема могла возникнуть извне», однако технические эксперты исключают такую возможность.

Медиаэксперт Абдумалик Кодиров считает, что сайт медиагруппы подвергся «изощренному техническому воздействию», которое могло произойти лишь «при вмешательстве властей». По его словам, «в этой истории могут быть замешаны структуры, имеющие доступ к интернет-траффику и контролирующие работу интернет-провайдеров. Кроме них, на такое никто другой не способен».

«Разместить одну ошибку в домене определенного вебсайта могут лишь единицы, и, возможно, что даже самый искусный хакер не будет способен на такое. В Таджикистане используют китайские контролирующие технологии. Это не секрет, и местные власти могут прислушиваться к советам китайских технических специалистов», — заявил Кодиров. Эксперт считает блокировку сайта попыткой ограничить доступ к публикуемой информации, критической по отношению к власти, но не исключил и рейдерской атаки.

За несколько дней до сбоя в работе сайт «Азии-Плюс» news.tj был заблокирован в России. Роскомнадзор внес портал в реестр запрещенных в РФ из-за материала о самоубийстве женщины в Худжанде. В тексте упоминался способ, которым местная жительница покончила с собой, и российское ведомство квалифицировало сообщение как пропаганду суицида. Руководство сайта удалило материал и подало апелляцию, после чего сайт исключили из реестра.

Читайте также